Действующая модель тепловоза Гаккеля
Уникальный экспонат Центрального музея железнодорожного транспорта – действующая модель тепловоза Гаккеля – рассказывает о первых годах развития тепловозостроения в нашей стране.
Тепловоз системы Якова Модестовича Гаккеля строился по распоряжению Председателя Совета труда и обороны Владимира Ильича Ленина. Его мощность составляла 1000 л.с. На тот момент это был самый мощный проектируемый тепловоз в мире. Он имел 10 движущих колёсных пар и 2 бегунковые. Тепловоз был оборудован электрической передачей и десятью тяговыми двигателями по 100 кВт каждый.
В создании этого локомотива приняли участие заводы: «Красный путиловец» – изготовление ходовых частей, «Электрик» – проектирование тяговых двигателей. Дизель был изготовлен ранее, в 1916 году на английском заводе «Виккерс» и предназначался для подводной лодки «Лебедь». Два тяговых генератора были изготовлены на рижском заводе «Вольта» также для подводных лодок. Установка дизеля и сборка всего тепловоза проходили на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде.
В августе 1924 года состоялся первый официально зарегистрированный выезд тепловоза из мастерской на пути Балтийского судостроительного завода. Окончание всех заводских работ предполагалось выполнить в сентябре 1924 года, однако во время сильного наводнения в городе тяговые двигатели были залиты водой, из-за чего потребовалась сушка их изоляции. В итоге 6 ноября тепловоз пришёл своим ходом на станцию Ленинград-I и 7 ноября 1924 года совершил первую поездку до станции Обухово; 5 января 1925 года локомотив отправился в Москву через Тихвин и Ярославль, прибыл в столицу 16 января.
В поездной работе находился до 1927 года. После предполагалось его реконструировать, но удовлетворительный вариант реконструкции разработать не удалось, поэтому в 1934 году тепловоз Гаккеля был направлен на Южную железную дорогу для работы в качестве электростанции, в 1941 году был доставлен на Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ и больше не эксплуатировался.
В 1972 году был установлен как памятник в локомотивном депо Ховрино Октябрьской железной дороги.
Тепловоз Гаккеля неоднократно менял название: вначале он носил «имя» ЮЭ № 002, затем был переименован в ГЭ1, позднее Щ-ЭЛ-1, ЩЭЛ1. Буквы «Э» и «ЭЛ» во всех случаях означали, что тепловоз имеет электрическую передачу, «Щ» – его мощность соответствовала мощности паровоза серии Щ, «Г» указывало на фамилию изобретателя.
В 1974 году отмечалось 100-летие со дня рождения Якова Модестовича Гаккеля. К юбилею в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта было принято решение изготовить действующую модель тепловоза – его главного изобретения. Модель была изготовлена на Комбинате декоративно-прикладного искусства В Центральный музей железнодорожного транспорта и поступила в коллекцию музея 1975 году. Уникальная модель выполнена действующей и демонстрирует выезд тепловоза из цеха Балтийского судостроительного завода. Она неизменно вызывает интерес у посетителей, в первую очередь детей.
В музее работает выставка, посвящённая деятельности Я.М.Гаккеля. Проект был открыт к 150-летию со дня рождения изобретателя, ученого и педагога.