Газотурбовоз ГТ101-001
Центральный музей железнодорожного транспорта располагает интересным экспонатом – моделью газотурбовоза ГТ101-001.
Принцип работы газотурбовоза заключается в том, что жидкое топливо сжигается в камере сгорания и образовавшиеся газы направляются на турбину. Под воздействием газов турбина приходит во вращение и передает свою энергию движущим колёсным парам.
С 1954 года велось проектирование газотурбовозов Г1-01 и ГП1. На основании этих разработок в 1956 году было начато создание газотурбовоза ГТ101-001. Силовая установка локомотива состояла из газовой турбины и свободно-поршневого генератора газов (СПГГ). Для снижения веса было принято решение заменить электрическую передачу гидравлической. Газовая турбина устанавливалась в центре кузова, четыре СПГГ – около боковых стенок. Каждая секция тепловоза имела две трёхосные тележки. Мощность газотурбовоза составляла 3000 л.с. Максимальная скорость 100 км/час.
Первая секция тепловоза была построена на Луганском тепловозостроительном заводе в 1960 году. Первый рейс был совершён в июле 1961 года. В октябре газотурбовоз демонстрировался на выставке локомотивов на Рижском вокзале в Москве. В связи с обнаружившимися недостатками в работе в 1962-1965 годах газотурбовоз проходил стендовые и наладочные испытания. Опытная работа с грузовыми поездами началась только в конце 1965 года.
К 1970 году стало понятно, что газотурбовозы проигрывают по многим параметрам электровозам и тепловозам, поэтому от работ по их развитию отказались. В начале XXI века в результате совершенствования газотурбинных двигателей вновь появилась возможность проектировать газотурбовозы.
Модель газотурбовоза ГТ101-001 была изготовлена на фабрике наглядных пособий МПС СССР. В музей она поступила в 1962 году.