Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/cmzt.ru/wp-content/themes/museum/header.php on line 79

Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Варианты оплаты

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

В 2024 году открываем новую рубрику «Знакомство с фондом библиотеки»

Фонд библиотеки занимает особое место в собрании музея и на сегодняшний день насчитывает около 12 тысяч книг, среди них редкие издания XIX века и труды известных ученых в области железнодорожного транспорта и других наук.

 

 

Сегодня, в день рождения советского учёного в области строительной механики и сопротивления материалов Ивана Петровича Прокофьева, представляем его труды. Иван Петрович внес огромный вклад в развитие железнодорожного транспорта, в частности в проектирование и строительство железнодорожных мостов.

 

 

Словосочетание «железная дорога» с самых первых дней звучала в семье Прокофьевых. Его отец служил начальником полустанка Рязанско-Козловской железной дороги. После окончания гимназии Иван Прокофьев поступил в инженерное училище ведомства путей сообщения в Москве, где преподавал Лавр Дмитриевич Проскуряков, именно он стал его главным наставником и в 1900 году рекомендовал его на строительство моста через реку Амударью на Закаспийской железной дороге. В 1901 году Иван Петрович получил звание инженера-строителя и через два года начал самостоятельную трудовую деятельности с проектирования моста на Московской окружной железной дороге. До 1906 года, когда он начал преподавательскую деятельность в Московском техническом училище, И.П. Прокофьев работал над проектами и строил мосты на Вологдо-Вятской и Московско-Казанской железных дорогах, а также  его детищем является перекрытие дебаркадера Казанского вокзала.

 

 

В 1911 году Иван Петрович опубликовал первый научный труд «Железные мосты. Обработка, сборка и установка», эта его работа переиздавалось пять раз. Первое издание хранится в фондах библиотеки нашего музея. В этой книге ученый собрал и систематизировал материал, имеющийся в русской и иностранной литературе по вопросу о сборке и установке металлических пролетных строений мостов, изложил принципы каждого метода сборки и установки, дал описание подготовки мостового железа и методы производственных работ на месте установки пролетных строений. Книга иллюстрирована фотографиями, чертежами мостов и отдельных узлов конструкции из всех стран мира. В фонде библиотеки музея хранятся еще несколько его теоретических трудов и учебных пособий.

 

 

В разные годы И.П. Прокофьев вел активную и плодотворную научно-педагогическую работу, начиная с помощника профессора кафедры строительной механики в Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Впоследствии организовал там первую лабораторию в стране по испытанию материалов для изготовления материалов деталей сельскохозяйственных машин, автомобилей. Результаты исследований широко применялись в машиностроительной промышленности страны. В течении нескольких лет профессор И.П. Прокофьев читал лекции в МИИТ, где в течении 26 лет возглавлял кафедру «Строительная механика», а также инженерные факультеты в двух технических вузах страны. По его инициативе организована кафедра «Строительная механика» в Московском автодорожном институте. Прокофьев также читал лекции в качестве приглашенного профессора в ВВИА им. Н.Е. Жуковского, где сформировал новую дисциплину «Строительная механика аэроплана».

 

 

В 1918 году по поручению Наркомата путей сообщения Иван Петрович работал в комиссии по восстановлению мостов после Гражданской войны через реки Волга, Донец, Каму и Белую. Наряду с преподавательской деятельностью Иван Петрович продолжал активную проектную деятельность.

 

 

Без защиты диссертации за большой вклад в науку Ивану Петровичу Прокофьеву присвоили в 1934 году ученую степень доктора технических наук

 

 

Прокофьев воспитал целую плеяду докторов наук, среди которых А.Ф. Смирнов, В.В. Болотин, А.А. Гвоздев, В.В. Синельников, А.В. Дарков, В.И. Руднев, И.М. Рабинович, М.М. Филоненко-Бородич, Б.Н. Жемочкин, Н.К. Снитко, Н.П. Щапов, Я.А. Протусевич, Н.А. Митропольский, В.А. Киселев, Н.И. Безухов, А.А. Попов и др.

 

 

В Великую Отечественную войну возглавлял исследования и испытания сварки, что было крайне важно для восстановления разрушенных железных дорог.

 

 

Заслуги И.П. Прокофьева были высоко оценены государством. Иван Петрович Прокофьев — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, награжден двумя орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, орденом «Знака Почета» и другие.

 

Изображения:

Иван Петрович Прокофьев

И. Прокофьев. Железные мосты. Обработка, сборка и установка. Издание 1911 г.

И.П. Прокофьев. Учебное пособие. Обработка, сборка и установка металлических мостов. Издание 1931 г.

Фотоальбом

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»