Воспоминания Татьяны Алексеевны Ахметзяновой о БАМе. Доманик Александр Иванович.
Прошло 50 лет с начала «Стройки 21 века»-БАМ. Перелистав два сборника, изданных к этой знаменательной дате, не нашла очень многих имён строителей, которые начали возведение города Северобайкальска с «нуля», то есть в 1975 году. Решила восполнить этот пробел и написать о начальнике ПМК «ЛенБАМСтроя» Александре Ивановиче Доманике.
Его трудовая деятельность началась с мая 1957 года в Тресте № 31 ГлавЛенинградСтроя в должности мастера. С 1961 по 1963 он служил в рядах Советской Армии, затем поступил в ЛИСИ (Ленинградский Инженерно Строительный Институт). Был участником первых студенческих отрядов на целине. Закончив институт, вернулся в ГлавЛенинградСтрой, где работал в разных подразделениях.
А дальше начинается БАМ. Александр Иванович прибыл на мыс Курлы по Байкалу на первой барже со строительным грузом и техникой в июне 1975 г. И начались трудовые будни.
Александр Иванович Доманик и его Уазик. Северобайкальск.
Волевой, решительный, стремительный с утра и до позднего вечера он проводил на работе: то на планёрке, то на объекте, то на связи с ГлавЛенинградСтроем и так весь день. Терпеть не мог безхозяйственности, расточительности. Все участки контролировал сам. Я не раз слышала, как Александр Иванович отчитывал прораба, мастеров за оставленный свет в прорабской. Был строг, но не груб. Даже мужчины не слышали от него мата, так свойственного на строительстве. Очень деликатен был по отношению к женщинам. В ПМК сначала был один уазик и он часто отдавал его по просьбе работников отвезти кого-то в больницу, а она находилась в Нижнеангарске, за 30 километров от Северобайкальска, привезти книги в книжный киоск ПМК, встретить родных и тому подобное.
Первые рельсы. Северобайкальск 1977 г. Миронов В. Г., Соколов Н. И., Доманик Н. С., Доманик Шурик, Доманик А. И., Ахметзянов Л. А.
К сожалению, были и пожары. Вот один эпизод участия Александра Ивановича в их тушении: загорелся вагончик, в котором жили механизаторы и его никак не могли открыть. В вагончике спал сварщик. Александр Иванович и его водитель Лёша полезли под колёса вагона и принялись взламывать пол, но … неудачно. Они чуть не задохнулись в дыму.
Александр Иванович был остроумным человеком. Шутил, подбадривал, помогал советом и в житейских делах. Принимал активное участие во всех субботниках, так как владел и сваркой, и другими строительными навыками.
На субботнике. Александру Ивановичу Доманику любое дело по плечу. Северобайкальск 1977 г.
К лету 1980 года сдали первые дома в городе, который уже тогда получил название Северобайкальск.
Первый поезд на Даване 1978 г. Со знаменем Миронов В. Г., далее Кириллов В. А., Доманик А. И., Соколов Н. И., Ахметзянов Л. А., Моисейкин А. С.
К сожалению, зимой 2023 года Александр Иванович ушёл из жизни.
Я думаю, что многие северобайкальцы и строители ПМК запомнили его как хорошего руководителя и замечательного человека!
Сейчас много говорят об «элите». Он был советской Элитой! Был трудолюбив, скромен, жил жизнью своего народа. Он не скопил долларов и миллионов рублей, а оставил после себя город на Байкале – Северобайкальск! Было бы неплохо, если бы его именем в Северобайкальске назвали улицу или площадь – ведь он был первым!
Часто награждался грамотами, званиями и медалями. В 1970 году был награждён медалью «За доблестный труд», в 1979 году медалью «За строительство Байкало-Амурской Магистрали». В 1979 году ему было присвоено звание «Заслуженный Строитель Бурятской АССР», в 1984 году награждён медалью «Ветеран труда». В 1985 году награждён орденом «Трудового Красного Знамени».
Такими людьми гордится русская земля!
Материал подготовила Т. Г.Пескова