Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/cmzt.ru/wp-content/themes/museum/header.php on line 79

Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Варианты оплаты

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Воспоминания о БАМе Татьяны Сергеевны Павловой-Савко

50 лет назад комсомол получил задание партии построить БАМ! Эта идея просто взорвала мозг! Стройки такого масштаба ещё не было! В этот период, после окончания техникума морского приборостроения, я работала на заводе им. Кулакова и была секретарём комсомольской организации цеха №26.  Услышав о БАМе, бегом бежала в Смольный в горком комсомола, так как думала, что не хвати всем желающим мест.

Через неделю получила письмо из горкома: «Рассчитаться в 3-х дневный срок с работы и прибыть в Кингисепп для стажировки перед отправкой на БАМ».

Помню, как собрали экстренное заводское комсомольское собрание. Мне первой обменяли и вручили новый комсомольский билет, торжественно проводили в Кингисепп.

Самые «оголтелые» комсомольцы оказались в числе первого десанта, отправившегося на БАМ в апреле 1975 года. Не все приветствовали моё решение. «Хоть и не лучшая это затея, но её прировняла к мечте я!»

Мы ехали в неизвестность с желанием победить самих себя, доказать что, «если не я, то кто?» и, конечно, построить свою дорогу! Идея «коммунизма» ещё витала в воздухе. Нам очень повезло, что в наших рядах были «дяденьки» (такими они нам казались), опалённые войной, блокадой. Пережившие и голод, и холод, и горечь потерь, и радость Победы! Труд и дисциплина были приметой тех лет. Мы были в надёжных руках!

В день отъезда мы собрались в Смольном, где нам торжественно вручили комсомольские путёвки на строительство БАМа. Затем был праздничный концерт во Дворце труда. В памяти почему-то остались композитор-исполнитель Александр Морозов и певица Людмила Сенчина.

На Московском вокзале было построение возле памятника В. И. Ленину. Провожали нас торжественно с оркестром и напутственными речами. Было так многолюдно… Прощались, как будто навсегда. Наконец, поезд тронулся, провожающие бежали вдоль вагонов, а мы, прилепившись к окнам, пытались поймать взгляды.

Ещё долго вагон гудел как улей. Рано утром была Москва. Нас везде встречали как героев. Большая обзорная экскурсия по столице  и снова в путь.

В поезде мы время зря не теряли. Знакомились, узнавали друг друга поближе, так как  были из разных отрядов. Нам всё было интересно и планов было громадьё! Наш БАМовский эшелон носил имя «Комсомолец Ленинграда» и объединял четыре отряда: «Атланты», «Дзержинец», «Монолит» и «Прометей». Я была в отряде «Дзержинец». Командиром у нас был Вениамин Махов, а комиссаром – Анатолий Песков.

Командир  эшелона — Владимир Зенкевич, комиссар эшелона — Анатолий Кошкин.

Мы ехали на Бурятский участок БАМа, который должен был пройти у северной оконечности озера Байкал.

В Улан-Удэ — опять торжественная встреча. Здесь нас разделили: отряды «Атланты» и «Прометей» отправились на мыс Курлы строить новый город Северобайкальск. Их возглавил Владимир Зенкевич. Отряды «Дзержинец» и «Монолит» под предводительством Анатолия Кошкина отправились в Новый Уоян, где базировался СМП-572. Так начинался наш БАМ!

В тайге, где некому было нас развлекать, мы стали  сами себе режиссёры. А творческий потенциал у всех на высоте. Объединялись  по интересам и у костра, и в котлопункте, и в палатках. Вылилось это в создание агитбригады, которая впоследствии станет лауреатом среди БАМовских коллективов самодеятельности, и ансамбля «Сокровище», который многие годы будет звучать и сопровождать лучшие минуты нашей жизни, а также кружка бальных танцев, где Борис Григорьев, руководитель агитбригады, учил девчонок и ребят красиво вальсировать.

Борис Григорьев, руководитель агитбригады «Невская Просека».

Новый Уоян, клуб Туяна.

Чем мы только не занимались! Пели, плясали, читали со сцены стихи, сочиняли, рисовали и мастерили, вязали и многое другое делали на фоне главного. Мы строили «свою дорогу»! Когда я вспоминаю это время, меня охватывает такой трепет, потому что, даже не осознавая всего, мы начали взрослеть и брать ответственность на себя. Это было трудное счастливое время!

Мы из отряда «Комсомолец Ленинграда». Нас дружбою связал далёкий БАМ. При чём тут БАМ? Всё начиналось там.

Анатолий Дмитриевич Кошкин.

 

Штрихи к портрету Анатолия Кошкина:

Комиссар наш, Анатолий,

Улыбается, доволен…

У него из-за спины – Биография Страны!

Дамба, БАМ и Целина!

Им гордится вся Страна!

Передаёт бразды правленья

Следующему поколенью.

 

Это строчки из последней стенгазеты, посвящённой 45-летию нашего отряда. Анатолий был уже безнадёжно болен, но отчаянно боролся и не сдавался. Светлая ему память! Тогда мы решили продолжить его бесценную работу для потомков. Без прошлого нет будущего. Всегда рядом с ним была его жена Катюша. Верная спутница, помощница и вдохновительница. А также их замечательные доченьки – Женечка и Анечка.

Помню их гостеприимный дом с казаном плова, который не заканчивался никогда и Толиным баром с напитками (подарками друзей). Почти «скатерть – самобранка»! Засиживались до темна. Планов было громадьё: встречи  «по поводу», обсуждение книг и различных мероприятий.

Благодаря семейству Кошкиных появилась легендарная книга воспоминаний БАМовцев «БАМ Герои своего времени»! Екатерина и Анечка Кошкины вложили много сил и труда в создание этой книги. Низкий им поклон за это! Так важно сохранить для потомков живые страницы человеческих судеб и память о том времени, в котором мы жили.            Благодаря семье Анатолия Кошкина мы сумели сохранить БАМовское «братство» и «не пропасть по одиночке». Для меня БАМ, это как отдельная республика со своим уставом. А Кошкин Анатолий Дмитриевич — бессменный комиссар со своим девизом: «Ленинградец, это и честь, и огромная ответственность!» Я об этом помню всегда.

Агитбригада «Невская Просека» на сцене клуба Туяна. Новый Уоян.

Татьяна Павлова с бригадой на трассе Тазы – Уоян. 1975 г.

Слева-направо стоят: Тамара Владимировна Ривман, Надежда Анатольевна Тихомирова, Инна Михайловна Никольская, Татьяна Сергеевна Савко, присели: Ольга Ивановна Красова, Татьяна Георгиевна Пескова. 7 июля 2019 г.

    Спустя 45 лет, готовя стенгазету к нашему юбилею, заново проживая этот отрезок БАМовской жизни, вспоминая, как всё начиналось и какими мы тогда были…, я написала стихотворение:

Мы спустились туда с небес

В этот синий бескрайний лес.

Под крылом ещё эхом звучало:

«Это только начало, начало…»

 

И, поставив на землю ногу,

Мы пустились своей дорогой.

С открытым забралом по жизни идти

Стало нашим девизом!

Мы все заложники страстей,

Амбиций, планов и властей!

Мы созидали и крушили,

Задачи Партии вершили.

Мы были судьями и палачами,

Бросаясь дерзкими речами.

В нас было всё: и лёд и пламень,

Ведь БАМ для нас был преткновенья камень.

И, вот, не выдержав напора,

Нам подчинились даже горы.

Друзей теряя понемногу,

Мы строили свою дорогу.

Мосты, тоннели, города

И рельс тугие магистрали.

Случилось всё, о чём мечтали!

А сколько вложено труда!

Мы все бойцы отряда «Ленинградец»!

Нам посчастливилась судьба такая…

Мы закалились, рельсы пролагая,

Оставив там горячие сердца!

И, куда б ты ни шёл и ни ехал,

Память сердца коснётся крылом…

Нас навеки связала дорога

Железнодорожным узлом!

Материал подготовила Т. Г. Пескова

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»