Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/cmzt.ru/wp-content/themes/museum/header.php on line 79

Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Варианты оплаты

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

ВОСПОМИНАНИЯ О БАМе ГЕННАДИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БРАТКО

«Непросто нам даются наши песни, дороги наши, города…

Непросто самым первым быть, но если не он, не ты, не я, — то кто тогда?»

 

 

Я, Братко Геннадий Васильевич, 1947 года рождения. По образованию инженер-строитель. Приехал в посёлок Тынденский Амурской области в январе 1975 года по распоряжению Министерства путей сообщения от 24 декабря 1974 года.

 

 

Тогда я стал первым посланцем на строительство Байкало-Амурской магистрали от ДорСтройМонтажТреста Донецкой железной дороги. Товарищи проводили меня и, как первому посланцу, подарили на память приёмник с гравировкой, который очень мне пригодился на стройке.

 

Так как срочно требовался специалист в технический отдел, я сразу был зачислен в штат инженером технического отдела Дирекции строительства БАМа. Дирекцией руководил Министр путей сообщения СССР Василий Петрович Калиничев.

 

 

Мой прежний опыт работы на железной дороге очень пригодился на стройке века. Интересно было работать, узнавать новое, запоминать названия новых станций. Приходилось совершенствоваться во всём, общаться с исполнителями в подрядных организациях в ходе строительства станций, разрабатывать схемы, графики, планы.

Наш коллектив был сплочённый, молодой, энергичный, морально и физически подготовленный, любознательный, и цель у всех была одна. Ребята могли поддержать в трудную минуту и помочь друг другу и в работе, и в быту. Здесь, в таёжном, суровом краю, мы обрели настоящих друзей, стали более сильными и выносливыми. Конечно, трудностей было немало, но вместе мы их преодолевали.

 

 

Мы, работники технического отдела, жили в бочке ЦУБ-2 — так называемой бочке «Диогена». Это был символ бамовской эпохи! (Это металлический вагончик, рассчитанный на четырёх человек).  Через полгода я перевёз к себе в бочку «Диогена» свою семью — жену Нину и девятимесячную дочь Леночку. Когда дочке исполнился год и открылся первый детский садик в посёлке, тогда и жена моя пошла работать, так как имела опыт службы в проектной сфере и в строительстве. Нина также была принята на работу инженером в технический отдел в Группу заказчика  «БАМ – Тында – Беркакит».

 

 

В 1976 году я был переведён старшим инженером в Группу Заказчика № 1 и занимался поставками оборудования на строящиеся обьекты станций Байкало-Амурской магистрали: Муртыгит, Янкан, Беленькая, Тында, Нагорный, Золотинка, Беркакит и разъезды между ними, а также на станции восточного направления от ст. Тында – Шахтаум, Бестужево, Маревая.

 

 

Я был почётным пассажиром первого поезда БАМ – Тында. Это историческое событие осталось в моей памяти навсегда.

 

 

В 1977 году я был назначен инспектором по качеству и приёмке строительно – монтажных работ строительных объектов линии БАМ – Тында – Беркакит и Маревая, Дипкун. Параллельно занимался поставкой оборудования на сдаваемые объекты этих линий. В то время у нас в Дирекции не было собственной базы, и оборудование поступало на базу НОДХ – 3 Сковородинского отделения, а потом мы доставляли нужное оборудование по плану на строительные участки. Мною были разработаны графики поставки оборудования, и мы чётко придерживались планов и ввода в эксплуатацию объектов.

 

 

В 1981 году меня назначили начальником службы по комплектованию оборудованием объектов строительства БАМа. Задачей отдела были: отбор необходимой документации для заказа оборудования на заводах – изготовителях и работа с институтами – проектировщиками. Главными институтами- проектировщиками являлись: Мосгипротранс – Москва, Ленгипротранс – Ленинград, Сибгипротранс – Новосибирск, Дальгипротранс – Хабаровск. Приходилось вести работу методом переписки, телефонными разговорами, неоднократно бывать в командировках.

 

 

8 августа 1984 года мне вручили диплом и значок Победителя Соревнования «Я – Хозяин Магистрали».

 

 

20 сентября 1989 года я был награжден удостоверением и знаком «Отличник Социалистического Соревнования Железнодорожного транспорта».

 

К 70 годовщине Великого Октября, за активную работу по сдаче в постоянную эксплуатацию пускового комплекса БАМ Дипкун – Тутаул – Зейск, я был награждён памятным знаком.

 

 

До реорганизации Дирекции строительства БАМа в 1997 году у меня случались частые поездки на совещания с подрядными организациями на различных станциях по ходу строительства объектов, выезды на наши базы хранения оборудования на станциях Усть-Кут, Северобайкальск, Чара, Беркакит, Ургал, где были размещены группы заказчика. Также были неоднократные командировки на заводы-изготовители, в частности в Баку (трубопроводная арматура), Одессу (приборы автоматики), Макеевку (оборудование подъёмное для стволов тоннелей), Днепропетровск (конвееры для обощных баз), Камышлов (шкафы СЦБ и связи), Ленинград (силовое оборудование ЛЭМЗ и очистная установка Ленгипрокоммунала), Харьков (краново-подъёмное оборудование), Ангарск (заводы силового оборудования и автоматизации) и т.д.

 

 

У меня на тот момент меня уже были две дочки: 1974 и 1978 года рождения. Старшая Елена успела поработать на БАМе 5 лет дежурной в пункте центрального наблюдения вневедомственной охраны при ОВД станции Тында.

 

 

Сейчас у нас с женой Ниной пятеро внуков: 7 лет, 8 лет, 12 лет, 16 лет, 27 лет. Мы очень довольны и, конечно, рассказываем им и показываем всё, что связано с БАМом. Хотелось бы и свозить их в город нашей молодости.

 

 

 

Работать нам было всегда интересно, но и про отдых мы не забывали. У нас проводились всевозможные турниры по футболу, волейболу. Я участвовал с удовольствием, и даже занимал призовые места. Семьями и друзьями мы ходили на праздничные демонстрации 1 Мая и 7 Ноября.

 

 

На БАМ приезжали и выступали перед строителями артисты, композиторы. Ежегодно проводились фестивали авторской песни.

 

 

Я был зачислен в отряд, который помогал поддерживать порядок в городе. И у меня сохранилось на память удостоверение и нагрудный знак «Дружинник».

 

 

В общей сложности я отработал на БАМе 22 года. Награждён медалью «За строительство БАМ», медалью «За трудовое отличие»., именными часами. Был приглашён на празднование юбилеев БАМа: 35-летие, 40-летие и 45 – летие.

 

С глубоким сожалением вспоминаю окончание строительства Байкало-Амурской магистрали. При моем непосредственном участии было построено множество объектов, среди которых множество тоннелей и мостов, однопутная железная дорога от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре протяжённостью 3440 км. Сдана в эксплуатацию линия БАМ – Тында – Беркакит – 298 км.

 

 

БАМ был поистине всесоюзной стройкой! По неповторимому облику станций можно узнать, какая республика принимала участие в их строительстве.  Десятки станций строились по оригинальному проекту, отражающему национальный колорит: станцию Нию и Икабью строили грузины, Янчукан – армяне, Ангою – азербайджанцы, Уоян – литовцы, Кичеру -эстонцы, Куанду – узбеки, Северобайкальск – ленинградцы, Тынду – москвичи, Ургал – украинцы, всех не перечесть.

 

 

Я благодарен судьбе, что участвовал в этой грандиозной стройке – стройке века, в реализацию которой внесли огромный вклад проектировщики, строители, железнодорожники и железнодорожные войска.

 

Материал подготовила Пескова Т. Г.

Фотоальбом

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»