Воспоминания о БАМе Анатолия Михайловича Елисеева
В 1974 году я работал в Ленинград-Витебской дистанции гражданских сооружений Октябрьской железной дороги МПС СССР в должности старшего экономиста. 19 декабря 1974 года был переведён в распоряжение Дирекции строительства БАМ с прибытием на станцию Сковородино Забайкальской железной дороги 30 декабря 1974 года.
Тында, старый вокзал 1975 г.
Дирекция располагалась в посёлке Тындинский Джел-Тулакского района Амурской области. Приезжих селили в дома-бочки (бочка Диогена). Это были жилые благоустроенные модули для проживания полярников в экстремальных условиях Крайнего Севера. В посёлке в «бочках» свободных мест не было и всех, кто приезжал в конце года по направлению с разных железных дорог, отправляли обратно на станцию Сковородино. Мы были устроены в нескольких купейных вагонах на станции. Новый 1975 год встречали в салоне купейного вагона.
Весь январь и февраль 1975 года занимались разгрузкой вагонов и погрузкой в машины поступающего со всех республик СССР оборудования для строящихся объектов: мебели и других вещей, необходимых для зданий и сооружений. Всё это шло на базу оборудования Дирекции строительства.
В конце февраля 1975 года были построены несколько коттеджей для работников Дирекции и нас перевезли в посёлок Тындинский. Отопления не было. Стояло два калорифера. Пол был ледяной и наши запасы картошки, что хранились на полу, замерзали.
Но, наконец, мы приступили к выполнению своих инженерных обязанностей в подразделениях Дирекции строительства БАМ.
В мае 1975 года, получив отпуск, поехал в Ленинград за семьёй. И привёз на БАМ жену и детей.Постепенно в коттедже стал налаживаться семейный быт.
Сотрудники Дирекции Строительства БАМ. Тында 1975 г.
В Дирекции я был назначен старшим инженером планово-договорного отдела. В июле 1975 года меня уже назначили заместителем начальника отдела, а в феврале 1981 года повысили до начальника отдела.
Тында.
Занимался планированием строительства участков БАМ, обеспечением выделяемых капитальных вложений на строительство временных зданий. Проводил ревизии и проверки работы Групп заказчика . Благодаря этому я побывал на всех участках строительства БАМ, в том числе на строительстве Северомуйского тоннеля. Пока он строился, грузовые поезда шли по 56-километровому обходному серпантину через Северомуйский хребет с крутым 43-тысячным уклоном в обход строящегося тоннеля.
Сдача участка БАМ – Тында. 1977 г.
Ежегодно летал в Москву в МПС для защиты и утверждения плана строительства магистрали. В 1986 году я был назначен помощником начальника Дирекции строительства БАМ по кадрам и социальным вопросам. В том же году приказом заместителя министра Путей Сообщения, Василия Петровича Калиничева, был направлен на Октябрьскую железную дорогу для отбора молодых железнодорожников для работы на сданных в эксплуатацию участках БАМ. За активную работу по формированию приёма и трудоустройства Всесоюзного комсомольского отряда молодых железнодорожников получил Почётную грамоту.
У здания Группы Заказчика. Тында.
12 июля 1977 года был почётным пассажиром первого поезда по маршруту Лена – посёлок Звёздный. В числе гостей был лётчик-космонавт Алексей Леонов, прибывший в сибирский Звёздный. Дорогу объезжали впервые, состав шёл медленно и осторожно.
В 1979 году награждён Почётным дипломом первого пассажира по маршруту Даван – Северобайкальск. В то время станции Северобайкальск ещё не было. Не было ни вокзала, ни пристанционных сооружений.
Осенью 1997 года возвратился в Санкт-Петербург.
Анатолий Михайлович Елисеев.
За период работы на БАМе награждён именными часами МПС , значком «Почётному железнодорожнику», в 1979 году медалью «За строительство БАМ». В 1985 году вручена медаль «Ветеран Труда», награждён орденом «Знак Почёта», награждён знаком ЦК ВЛКСМ «За участие в сооружении БАМ».
Материал подготовила Пескова Т. Г.