Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Новые факты об одной из военных трагедий

В рамках подготовки выставочного проекта «Дороги Победы Ивана Зубкова» были обнаружены любопытные сведения о роковом полете 28 июля 1944 года, оборвавшем жизнь нашего героя и его спутников. Сегодня, хотим рассказать о командире самолета – Владимире Дмитриевиче Никитове – легендарном летчике, удостоенном ордена Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны первой степени, медалей «Партизану Отечественной войны» первой степени и  «За оборону Советского Заполярья».

 

Родился Владимир Никитов 14 июля 1913 года в городе Седлец, затем вместе с семьей переехал в Спасск, где после окончания педагогического училища работал учителем начальных классов в местной школе. После военного призыва поступил в летное Тамбовское училище, после его окончания в 1938 году переехал в Архангельск вместе с супругой Серафимой Фёдоровной.

 

В самом начале Великой Отечественной войны Владимир был призван в армию и зачислен в особый авиаотряд 5 отдельного авиаполка. Он одним из первых начал  летать на самолете ПР-5 по маршруту из Архангельска в Мурманск. Это были трудные полеты, по 8-10 часов, на одномоторных старых самолетах через Белое море и Кольский полуостров. В мирное время они были запрещены, так как не соответствовали нормам безопасности.

 

«Владимир Никитов пользовался большим авторитетом среди лётчиков и всего личного состава не только потому что был отличным лётчиком. Его любили в отряде за веселый добродушный характер. Он любил шутку, сам часто шутил и рассказывал весёлые анекдоты» — вспоминал сослуживец Личков.

 

Владимир Дмитриевич был на хорошем счету, обладал изумительной техникой пилотирования и умением искусно ориентироваться в любое время суток и при любых погодных условиях.  За время службы он совершил 98 вылетов в тыл врага. Никитов был первым, кто выполнил полёты в условиях белых ночей, когда самолёт как на ладони для зениток противника.

 

В августе 1943 года в дневное время разыскал партизанский отряд в тылу противника и сбросил 900 кг боеприпасов и продуктов питания, благодаря чему партизаны сумели выйти из окружения и нанести большой урон противнику.

 

Особенно любил задания на «Свободную охоту» за самолетами врага. Никитов разработал и предложил особую тактику бомбометания аэродромов и гарнизонов противника, при которой позиции обстреливались каждые пол часа в течение ночи, тем самым не давая сомкнуть глаз врагу.

 

«Однако, несмотря на свою славу как отважного и умелого лётчика, Никитов по-прежнему оставался скромным человеком, хорошим товарищем и остроумным весёлым собеседником. Он мечтал о том времени, когда после  войны сможет вернуться к своей семье в Архангельск   и снова начать мирную работу на воздушных линиях Севера» — отмечал сослуживец Личков.

 

Но мечтам Владимира Никитова сбыться было не суждено. Он погиб 28 июля 1944 года во время выполнения боевого задания в Лодейном Поле.  Сегодня имя лётчика Владимира Никитова носит Средняя школа № 26 города Архангельска. Мы благодарим коллектив школы за предоставленные материалы.

 

В том злополучном полете пассажиром возглавляемого Никитовым самолета стал Иван Георгиевич Зубков, которого по праву называют спасителем Ленинграда. Хоронили великого железнодорожника с воинскими почестями, с искренними слезами. За гробом, который везли по Невскому проспекту, шли тысячи людей. Измождённые, израненные, они не могли не прийти, чтобы отдать последний долг человеку, для которого не существовало невыполнимых задач. Память о таких людях священна. В 1944-м, сегодня и на все времена.

 

Загадка крушения самолета пока остается неразгаданной. Живых свидетелей тех событий не осталось, а архивные документы либо утеряны, либо до сих пор засекречены.

Фотоальбом
Другие новости
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»