1 августа 2024 года в 16.00 Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации (Садовая, 50) приглашает на открытие выставки, посвященной выдающемуся деятелю железнодорожного транспорта, ученому, педагогу – Павлу Петровичу Мельникову.
Новая экспозиция включает в себя 130 уникальных подлинных предметов середины ХIХ-начала ХХ вв., освещающих основные этапы жизненного пути ученого, его вклад в развитие науки, инженерного искусства, железнодорожной отрасли России.
Особую ценность представляют личные вещи Павла Петровича. В 1837 году Мельников отправился в длительную поездку по Европе для ознакомления с железнодорожным делом. Он посетил Францию, Англию, Бельгию, Германию, Австрию, изучая не только строительство железных дорог, но и заводы, где выпускались паровозы и строительные машины. Затем он продолжил исследования в Северо-Американских Соединённых Штатах, где также изучал технику железнодорожного строительства. Из командировок инженер привез множество чертежей машин и моделей, которые сегодня бережно сохраняются нашим музеем и будут представлены на выставке.
1 февраля 1842 года был объявлен Указ Николая I о строительстве Петербурго-Московской железной дороги, в соответствии с которым Павел Петрович был назначен начальником Северной дирекции (Петербург–Бологое). Открытая в 1851 году, эта магистраль стала выдающимся инженерным сооружением XIX века. На выставке представлены подлинные фотографии Николаевской железной дороги 1873 г. В их числе – вид моста через овраг и реку Веребье, построенного по проекту ученика П.П. Мельникова, создателя теории расчета раскосных ферм Д.И. Журавского; станция Любань и станция Чудово – местонахождения штаб-квартиры начальника Северной дирекции П.П. Мельникова в 1847-1851 гг.
В 1862 году Павла Петровича назначают главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, а с 1865 года он становится первым министром путей сообщения Российской империи. За время его пребывания на этом посту сеть дорог страны увеличилась более чем на 7000 км.
В 1869 г. Мельников подал в отставку и переехал в Любань на постоянное место жительства. В Любани на его личные средства были построены школа-интернат для детей железнодорожников, дом-приют для престарелых и каменный храм апостолов Петра и Павла, как памятник строителям магистрали Санкт-Петербург – Москва. П.П. Мельников умер 22 июля 1880 г. и был погребен под сводами храма на станции Любань..
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации бережно сохраняет богатейшее наследие Павла Петровича Мельникова, выдающегося инженера, ученого и государственного деятеля, заложившего основы железнодорожного транспорта России, человека, являющего образцом бескорыстного служения Отечеству.
Касса закрывается в 17:00