21 января 2025 года в 17.00 в Музее мостов (Мучной, 2) откроется выставка «Дорога Победы Ивана Зубкова». Для посетителей она начнет работать с 22 января 2025 года.
Межрегиональный историко-документальный проект подготовлен ФГБУК «Центральный музей железнодорожного транспорта РФ» совместно с архивами Санкт-Петербурга и Москвы, АО «Метрострой Северной Столицы», АО «Мосметрострой», историками, исследователями и родными героя-метростроевца.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне наш музей через историю выдающегося специалиста в области транспортного строительства Ивана Георгиевича Зубкова расскажет о героических страницах битвы за Ленинград. Она стала одной из самых продолжительных не только в истории Второй мировой войны, но и в мировой истории военных конфликтов в целом.
Выставка откроет цикл мероприятий, посвященных юбилею победного мая 1945-го. События, связанные с прорывом блокады в Ленинграде, по праву можно назвать предвестниками великой Победы среди войны.
Вошедшая в летопись Северной столицы история Ивана Георгиевича Зубкова началась в январе 1941 года. Почти шесть месяцев под его руководством в Ленинграде строилось метро. В планах был пуск первой линии к 7 ноября 1942 года. Строительство остановила война.
В годы Великой Отечественной войны сотрудники Ленметростроя под руководством Ивана Георгиевича Зубкова участвовали в сооружении железобетонных оборонительных укреплений на Пулковских высотах, на Карельском перешейке, под Лугой и Кингиссепом, укладывали подъездные пути линии Войбокало – Кобона – Коса, портовые сооружения на Ладожском озере. Под руководством инженера возводилась легендарная железнодорожная линия Поляны – Шлиссельбург, по которой прошел первый поезд с продовольствием в блокадный Ленинград.
Не случайно народ назвал магистраль «Дорогой Победы». Эта трасса позволила накопить силы, средства, всё необходимое, чтобы в январе 1944 года полностью разгромить армию «Север» и снять блокаду города.
«Тема Дороги Победы и ее героев требует особого, пристального внимания специалистов, историков и широкой общественности», – подчеркнул директор Центрального музея железнодорожного транспорта России Владимир Иванович Мителенко. – Отрадно, что наш проект стремительно развивается: пополняется артефактами, а главное – обретает новых партнеров и продолжит работу на площадках не только в Санкт-Петербурге, но и в Ленинградской области и других городах страны.
Железных дорог, построенных под руководством Зубкова, не сохранилось: в мирной жизни они были не нужны. Но остался город, куда, несмотря на все ужасы блокады, не ступила вражеская нога. И его метро, пущенное через 10 лет после Победы. То самое, первый километр которого до войны успел проложить «Ленметрострой» Ивана Зубкова.
В ходе подготовки проекта получено много интересных сведений и документов.
На выставке речь пойдет о некоторых ранее неизвестных страницах биографии и гибели героя обороны Ленинграда. Впервые представлен ряд уникальных подлинных артефактов.
На выставке в полном объеме можно посмотреть документальный фильм «Путь открыт», снятый в 1943 году Ленинградской студией кинохроники (режиссер И. Комаренцев). Ныне картина хранится в Российском государственном архиве кинофотофонодокументов. На кадрах запечатлён момент встречи ленинградцами первого поезда с Большой земли 7 февраля 1943 года.
На перроне Финляндского вокзала митинг и среди участников события и выступающих главный герой выставки – Иван Георгиевич Зубков.
В экспозиции также предметы и костюмы героев художественного фильма «Коридор бессмертия», снятого АНО «Творческая студия «СТЕЛЛА» в 2019 году. Картина раскрывает малоизвестные факты о строительстве и работе Дороги Победы.
Виссарион Саянов, корреспондент фронтовых газет в группе писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, в 1943 году, обращаясь к руководителям строительства Дороги Победы, сказал: «Величайшей скромности ваши люди и величайшего подвига. Не расстраивайтесь, что о вас мало пишут. Победа придёт. И придёт она по вашим рельсам».