Франц Павлович Деволант
Продолжаем знакомить вас с портретной галереей руководителей Ведомства путей сообщения, которую посетители музея могут увидеть в постоянной экспозиции ЦМЖТ РФ.
Сегодня мы расскажем о Франце Павловиче Деволанте, который являлся главным директором путей сообщения возглавлявшем ведомство в период с 15.12.1812 г. по 30.11.1818 г.
Деволант родился 20 сентября 1752 г. в Бельгии в Антверпене. Первоначально служил в Голландии. В 1787 г. по ходатайству российского посла в Гааге С.А. Колычева приглашен на службу в русскую армию в чине инженер-майора и участвовал в боевых действиях против шведов. В должности первого инженера армии, действующей против турок, в 1789-1791 гг. участвовал в осаде и взятии Измаила и других крепостей. В 1793 г. в должности первого инженера армии, которой командовал А.В. Суворов, принимал участие в боевых действиях против польских мятежников. В 1795-1797 гг. руководил постройкой ряда крепостей и городов на юге Российской империи. В 1797 г. произведен в генерал-майоры и уволен со службы по прошению. В следующем году после образования Департамента водяных коммуникаций был снова принят на службу и назначен членом его совета. В 1800 г. Ф.П. Деволант производится в генерал-лейтенанты. В это время он заведовал водяными путями Мариинской и Тихвинской систем. Под его руководством спроектирован и построен ряд каналов.
При реорганизации управления путями сообщений в 1810 г. назначается советником и генерал-инспектором водяных и сухопутных сообщений. В 1810 г. производится в инженер-генералы.
В марте 1812 г. вступил во временное управление путями сообщений. 25 декабря 1812 г. был назначен главным директором путей сообщения, а в 1814 г. введен в состав Комитета министров как руководитель отдельного ведомства. В 1816 г. по ходатайству Ф.П. Деволанта управление ведомством переводится из Твери в Санкт-Петербург. В 1812-1816 гг. из-за недостатка денежных средств деятельность ведомства по путям сообщений была незначительной. По инициативе Ф.П. Деволанта в 1816 г. создаются военно-рабочие бригады для строительства и содержания государственных сухопутных дорог. Это способствовало расширению работ по строительству шоссе в России. В 1817 г. было начато строительство шоссе Санкт-Петербург – Москва. Из водных путей наибольшее внимание Деволантом было уделено в этот период Ладожскому каналу, на котором производились работы по его углублению. 19 июня 1816 г. Совет путей сообщения по проекту генерал-майора Леонтьева принял решение учредить Главную гидротехническую школу для подготовки мастеровых из солдатских детей. Генерал Ф.П. Деволант не успел довести до конца свои планы по строительству новых шоссе и каналов. 30 ноября 1818 г. он скончался в Санкт-Петербурге.
На фотографиях представлены: Макет- «Ремонтные работы на шоссейной дороги» и карта шоссейных дорог России по состоянию на 1836 год из экспозиции ЦМЖТ РФ.