Морис Гугович Дестрем
В августе 1825 года Морис Гугович Дестрем впервые определил, что расход воды в реке Неве составляет 3280 м3 в секунду. Эти данные практически не расходятся с результатами современных исследований.
Дестрем приехал в Россию из Франции в 1810 году вместе с тремя соотечественниками: Пьером-Домиником Базеном, Шарлем Потье и Александром Фабром. Морис Дестрем был самым молодым из этой четвёрки. Ещё будучи студентом парижской Школы мостов и дорог, он получил приглашение в Россию в качестве преподавателя только что основанного Института Корпуса инженеров путей сообщения. Дестрем отправился в Санкт-Петербург так быстро, что даже не успел получить звание, которое присваивалось выпускникам.
Месяц спустя после приезда четырёх инженеров в Россию, 20 июля 1810 года, был подписан Высочайший рескрипт, а через два дня — приказ по Корпусу инженеров путей сообщения об определении подполковников Фабра и Базена директорами-производителями работ, а капитанов Дестрема и Потье — инженерами второго класса с двойным жалованием по сравнению с тем, которое они получали во Франции.
После Дестрем был отправлен к херсонскому губернатору, герцогу де Ришельё, для составления проекта Евпаторийского порта и устройства гидротехнических зданий в Одесском порту. А уже с марта 1812 года Дестрем стал профессором умозрительной механики в Институте Корпуса инженеров путей сообщения.
Однако 12 июня того же года, когда армия Наполеона пересекла российскую границу и в связи с этим четырех французских инженеров отправили в ссылку – сначала в Ярославль, а затем в Иркутск. В Сибири они жили под самым строгим надзором с запретом выходить из дома и приглашать к себе гостей. Спасли Базена, Потье, Фабра и Дестрема совместное общество и занятие науками.
Кроме того, ссыльные французы даже подрабатывали. А. И. Штукенберг пишет: «за Ангарой были триумфальные ворота … они построены одним из французских инженеров в 1811 г., кажется, именно Дестремом» Речь идёт о Московских воротах в Иркутске, созданных в 1811-1813 гг. по проекту архитектора Я. А. Крутикова.
После окончания войны с Наполеоном, 23 декабря 1814 года, французские инженеры были освобождены и вернулись в Петербург, где принесли присягу на верность Российской империи. По возвращении Дестрем вновь был назначен профессором и командирован в Грузию для проведения изысканий на реках Кура и Риони и разработки проекта Военно-Грузинской железной дороги. В 1818 году Дестрем выполнил это задание и, вернувшись в Петербург, недолго преподавал, так как ему пришлось отправиться в Ревель для составления плана завершения строительства военной гавани. В 1825 году Дестрем работал над проектом защиты Санкт-Петербурга от наводнений, изучал грунт и определял скорость течения Невы. В 1830-х годах он проводил испытания машины Фримо на Александровском заводе и затем установил её на лесопилке в Новом Адмиралтействе. В 1834 году Дестрем стал председателем Совета путей сообщения и вошёл в состав комитета по строительству Благовещенского моста и Петербурго-Московской железной дороги.
В 1852 году, временно отправившись на воды для улучшения здоровья, Дестрем вместе со всей семьёй принял российское подданство. Однако воды не смогли восстановить его подорванное здоровье, и после возвращения в Россию Дестрем, проболев 22 месяца, скончался 10 ноября 1855 года.