Крытые мосты в Петербурге
Строительство постоянного моста через Неву долгое время было осложнено не только сильным и быстрым течением, глубоким и зыбким дном реки, но и недостатком инженерного опыта. Более ста лет и отечественные, и зарубежные специалисты размышляли о конструкции переправы.
До нас дошло около сорока проектов постоянного моста через Неву.
Швейцарский специалист Альдон предлагал построить деревянный однопролетный арочный мост длиной 300 метров. Особенностью его конструкции являлось то, что он задумывался крытым. В Музее мостов находится модель переправы Альдона, изготовленная в 1762 году, это старейший экспонат коллекции.
Несмотря на то, что крытый мост через Неву так и не был построен, в 40-е годы XVIII века по проекту В. Растрелли у Летнего дворца Елизаветы Петровны через Мойку построен пешеходный мост-переход, ведущий из резиденции императрицы в Летний сад. Деревянную переправу украшал орнамент, пышный декор стиля барокко сочетался с оформлением дворца, создавая органичный архитектурный ансамбль. Он не дошел до наших дней – в 1796 году ансамбль снесли по приказу Павла I, решившего построить на месте дворца Елизаветы собственную резиденцию – Михайловский замок.
Сегодня на другой мост-переход можно посмотреть у Зимней канавки, с 1780-х годов он соединяет Эрмитаж с Эрмитажным театром. Однако архитектурный стиль галереи уже более сдержанный и не отличается барочной пышностью. Существует шуточная легенда о том, что враги архитектора усомнились в прочности конструкции арки, поддерживающей переход в Эрмитажный театр, и распустили слухи о том, что скоро она рухнет. Чтобы их опровергнуть, императрица Екатерина II велела устроить богатый пир на мосту-галерее, который так и назвали «Пир на Зимней канавке».